Бизнес на козах

Разведение коз – актуальное занятие для жителей сельской местности. Если грамотно подойти к делу, оно может стать довольно прибыльным. Молочное животноводство считается одной из самых рентабельных, ключевых отраслей в сельском хозяйстве. Бизнес на козах – это не только получение доходов от реализации молока и молочных продуктов, но и продажа мяса, шерсти, молодняка. Отдельное ответвление данной коммерческой деятельности – разведение декоративных коз, а также сбыт козьего навоза как удобрения. Чтобы определиться, в каком из этих направлений будет выгоднее развиваться заводчику, нужно составить тщательно продуманный бизнес-план.

Бизнес на козах

Козоводство как бизнес

О пользе козьего молока известно, наверное, всем. Оно используется как продукт питания, применяется в народной медицине, косметологии. Источником дополнительного дохода является продажа шерсти, мяса и шкур. Важно знать, что для разведения коз в качестве бизнеса нужно выбирать сильных и здоровых особей, не допускать смешения пород.

В первую очередь нужно определить рентабельность бизнеса. Для этого придётся провести анализ ценовой политики, потребительского спроса на товар, конкуренции. Необходимо просчитать финансовые вложения, которые необходимы для реализации собственного бизнес-замысла, примерные сроки его окупаемости и ориентировочный доход.

Козы в сарае

К слову, козоводство в России на сегодняшний день не является распространённой отраслью животноводства. При этом востребованность «козьей» продукции держится на стабильном, относительно высоком уровне. Поэтому есть все основания предполагать, что разведение коз как бизнес станет рентабельным деловым предприятием. Составление бизнес-плана – это первый и обязательный шаг. С его помощью можно грамотно распределить имеющийся начальный капитал и рассчитать получение доходов в реальные сроки.

Бизнес-план проекта по разведению коз должен включать:

  • Приобретение животных, закупку кормов для них, коммунальные услуги, налоги.
  • Организацию помещения – затраты на сооружение хлева или ремонт имеющегося. Проведение электричества в хлев, установку кормушек, поилок и т.п.
  • Ветеринарное обслуживание.
  • Рынок сбыта.
  • Непредусмотренные расходы – они есть всегда и составляют примерно 1/10 часть от общей суммы инвестиций.

Грамотно составленный план бизнеса на козах должен включать в себя расчёт финансовых вложений и предполагаемых доходов на 12 месяцев вперёд. Наличие у хозяина свободного участка земли и/или помещения под хлев существенно снизит траты.

Разведение коз

Утилизацию, а точнее – реализацию навоза тоже рекомендуется учитывать, так как он является питательным и быстро разлагающимся удобрением. Из всех продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и птиц, именно козий навоз считается универсальным. Он обладает выраженными согревающими качествами и при этом не обжигает корни растений. Так что начинающий козовод может быть уверен, что этот продукт тоже будет востребован.

Регистрация предпринимательской деятельности

Бизнес по выращиванию коз необходимо зарегистрировать на законных основаниях. Очерёдность действий:

  • Подаётся заявление на регистрацию индивидуального предпринимательства. При этом выбираются коды деятельности ОКВЭД – разведение парнокопытных, продажа продукции. Далее потребуется получение госномера – документа ОГРН по форме 4.
  • Если планируется крупный бизнес по разведению коз и для этого необходима большая территория, то в администрацию необходимо подать заявление об аренде или покупке земельного надела. В документе указывают – для сельскохозяйственных целей.
  • Далее нужно заключения от санэпидемслужбы и Роспотребнадзора, а также разрешение от пожарной инспекции.
  • Завершающий этап – регистрация арендного договора или права собственности на участок земли и помещение, где будут содержаться животные.

В данной ситуации лучше обратиться к грамотному юристу, он поможет собрать весь пакет необходимых документов и даст необходимые рекомендации для дальнейших действий.

Козы на лугу

Выбор породы

Затраты на покупку животных существенно зависят от выбора их породы. В самом начале пути необходимо определиться, каких именно коз будет заводить хозяин и для каких целей. Рекомендуется закупать животных на специализированных фермах, так заводчик будет уверен в чистоте породы, в отсутствии заболеваний и в проведении всех надлежащих ветеринарных осмотров и прививок.

Согласно отзывам заводчиков, для бизнеса на козах следует выбирать следующие направления:

  1. Шёрстное и пуховое – лучшие породы данного направления, это: ангорская, советская шерстная и её внутрипородные типы – таджикская и узбекская, тувинская, британо-ангорская. Эти козы славятся высококачественной шерстью.
  2. Мясное – стоит обратить внимание на породы кико (до 90 кг), бурская (более 100 кг), чёрная анатолийская (до 80 кг), нубийская (до 100 кг). Здесь необходимо учитывать, будет выгодно или нет разводить мясных коз как бизнес, так как это направление не особо востребовано в наших регионах. Во избежание проблем этот момент нужно детально обдумать и просчитать.
  3. Декоративное – камерунские карликовые козы, нигерийский карлик. Эти парнокопытные заводятся любителями из-за их забавного внешнего вида, хотя они могут давать до двух л молока в сутки. Для начинающих козоводов это направление вряд ли будет интересным.
  4. Молочное – к нему относятся: зааненская, горьковская, мегрельская, тоггенбургская, русская белая, альпийская, мурсиано-гранадина. Породы молочных коз выгодно разводить как бизнес. Они характеризуются длительным лактационным периодом, дают примерно 5-8 л молока в сутки. Популярностью пользуется не только молоко, а и сыр, масло.

Декоративные козлята

Для разведения дома самыми неприхотливыми и востребованными считаются тенбургские, горьковские, русские белые и зааненские козы. Это лучшие породы, рекомендованные для козоводов-новичков.

Условия для содержания

Чтобы разводить коз в домашних условиях, от хозяина нужно знание базовых навыков ведения хозяйства. Так как этих парнокопытных можно содержать лишь в условиях сельской местности, для сельского жителя это не будет большой проблемой. Если же разведение коз как бизнес планируется в крупных масштабах, здесь, конечно, потребуется опыт и знание дела.

Для хлева подойдёт любое пустующее помещение, типа большого сарая, бывшей конюшни или коровника. Его нужно будет привести в порядок и оборудовать всеми необходимыми для коз атрибутами. Наличие земельного участка для выпаса – это важно. Вопрос помещения и места выгула прописывается и рассматривается отдельным пунктом в бизнес-плане. Территория для выгула должна быть огороженной, просторной и засеянной многолетними травами. Для содержания, например, 15 особей нужно помещение 40 м².

Еда козам

Сколько коз в хлеву, столько ставят поилок и кормушек. В помещении не должно быть сквозняков, температура воздуха зимой — не менее +10 °C, летом – +18..20 °C. Хлев должен проветриваться, быть сухим и тёплым. Пол застилают толстым слоем сена, которое следует менять по мере загрязнения. Чем больше времени козы проводят на свежем воздухе, тем лучше они набирают вес и тем выше у них надои. Если планируется большая ферма, то приобретение оборудования для доения следует внести в список расходов.

Кормление и обслуживание

Мясная и молочная продуктивность парнокопытных напрямую зависит от качества и объёмов пищи. Корм должен быть полноценным во всех смыслах. Этот фактор – один из самых важных в бизнесе по выращиванию коз. Взрослая особь потребляет примерно 1,5-2 кг корма в сутки. Обязательно наличие витаминных добавок. Заготовка сена на зиму производится летом, поэтому нужно заранее оборудовать дополнительное место для хранения пищевых запасов.

Доение коз

Обслуживание коз, даже если это мини-ферма на 10 голов, всегда требует времени. Если у фермера большая семья, где все члены заняты в общем деле, то справиться с обслуживанием такого количества особей вполне реально. Если же в проекте обширное хозяйство, то в пунктах бизнес-плана по разведению коз обязательно должна быть графа расходов на заработную плату людям, которые будут кормить, доить, убирать за животными и перерабатывать молочную (мясную или шерстяную) продукцию согласно нормам.

Планирование

Зачастую заводчиками изначально рассматривается получение молока от коз, которое можно отдавать под реализацию посредникам или продавать на рынке самостоятельно. Молочные продукты, такие как сыр, сливки и масло, имеют более высокую стоимость.

Сыр из козьего молока

Следует предварительно рассчитать свои возможности и учесть территориальное расположение фермы, её удалённость от крупных населённых пунктов. Будет разумно заранее заключить договора с шашлычными (если в планах мясной бизнес), с санаториями и супермаркетами (если это молочное направление). Поставка шерсти и пуха аналогично требует заблаговременного заключения соглашений с закупщиками.

При разведении коз на мясо, шерсть или для получения молока необходимо заранее, ещё на этапе планирования своего дела обеспечить каналы сбыта – это, пожалуй, самый основной пункт в бизнес-плане.

Вычислить сроки окупаемости данного предприятия довольно сложно, в каждом отдельном случае будет своя итоговая цифра. Чем крупнее ферма – тем больше вложений потребуется в её развитие. Рассматривать масштабные миллионные проекты с полностью механизированным производством и рассчитанные на содержание нескольких тысяч голов, пожалуй, будет неактуально в данном случае. Однако согласно отзывам опытных козоводов, мини-ферма на 20 особей окупится примерно через пару лет. Частное хозяйство на 50 голов начнёт приносить доход спустя 3 года. Средний показатель прибыльности в этом случае составит 25%, в отдельных случаях при благоприятном стечении обстоятельств рентабельность разведения коз как бизнес может составить 40%.

Ссылка на основную публикацию