Нутриеводческая ферма — бизнес план

Нутриеводческая ферма в цифрахРазведение нутрий как бизнес (выгодно или нет): бизнес план.

Прежде чем приступить к строительству средней или крупной фермы необходимо произвести соответствующие расчеты, которые составляют технико-экономическое и технологическое обоснование организации и строительства нутриеводческой фермы.

Для средних и крупных хозяйств его проводят специалисты в соответствии с нормами технологического проектирования звероводческих и кролиководческих ферм (ОНТП 3-35).

Важно учитывать и местные условия: цены на корма, сетку для клеток и другие стройматериалы, цены на шкурки, мясо нутрий и другое.

Для мелких ферм звероводу также нужно делать расчет экономической эффективности нутриеводства в его хозяйстве.

Для строительства фермы необходимо выбрать земельный участок с относительно ровным рельефом и уклоном для отвода поверхностных вод, сухой, защищенный от господствующих ветров и нежных заносов.

Можно использовать имеющиеся незанятые животноводческие постройки, предназначенные первоначально для животных других видов.

Участок для строительства нутриеводческой фермы должен быть расположен на расстоянии не менее 300 м от животноводческих ферм и жилых построек, 1500 м – от комплексов промышленного типа.

Учитывая то, что по степени надежности электроснабжения нутриеводческие фермы в закрытых помещениях относятся к потребителям II – категории, а кормоцеха, пункты первичной обработки шкурок и мяса, холодильники – к I категории, целесообразно ее располагать на прилегающей к центральной усадьбе хозяйства территорий для использования общехозяйственных коммуникаций (теплоснабжения, электрификации, водопровода, канализации, телефона и т. п.).

В соответствии с существующими нормативами под строительство нутриеводческой фермы должна быть выделена площадь земельного участка:

  • на 500 самок основного стада – 0,7 га;
  • на 1000 – 1,3;
  • на 2000 – 2,5;
  • на 6000 – 5,5-6,0 га.

Территорию фермы еще до-начала эксплуатации ограждают забором.

Основные условия, которые следует учитывать при организации нутриеводческой фермы:

  • наличие земельного участка, отвечающего санитарно гигиеническим и технологическим требованиям, для правильного размещения основных и вспомогательных построек и сооружений;
  • обеспечение строительства подъездных дорог и путей;
  • полная бесперебойная обеспеченность зверей кормами в соответствии с нормами, желательно собственного производства или недорогими покупными;
  • наличие укомплектованного необходимыми машинами кормоцеха в рабочем состоянии;
  • наличие бесперебойного водоснабжения питьевой водой;
  • рациональное использование сточных вод и навоза от нутрий без загрязнения окружающей среды;
  • обеспеченность производственными ресурсами (необходимой рабочей силой, электроэнергией, топливом и др.) и источниками финансирования.

Согласно проекту в состав фермы на 1000-2000 самок, входят следующие здания и сооружения: помещение для содержания основного стада:

  • нутрятник на 1000 выгулов (1-2 шт.);
  • здания для молодняка, примерно на 500 выгулов (2-4 шт.);
  • кормоцех со складом сухих кормов (1);
  • убойный пункт с санбойней и холодильником для пищевого мяса (1);
  • санблок на 10-20 человек (1);
  • блок служебных помещений (1);
  • дезблок для транспорта (1);
  • ветамбулатория (1);
  • автовесовая (1);
  • трансформаторная подстанция (1);
  • дезбарьер (1);
  • навозохранилшце на 1000 т (1).

На более мелких фермах количество и объем указанных помещений и сооружений соответственно уменьшаются.

Например, на ферме в 500 самок предлагается одно помещение для основного стада и молодняка, рядом с ним – кормоцех для приготовления влажных мешанок и т. д.

Нутрия дает два основных вида продукции – шкурку и пищевое мясо; в общей выручке доля шкурки составляет 80-85 %, мяса – 15-20 %.

Примерная структура себестоимости продукции нутриеводства: корма и их приготовление – 55-60 % (основные затраты), заработная плата 15-20, амортизация зданий, клеток и оборудования – около 15 и накладные расходы – 10 %.

Рентабельность отрасли обусловлена:

  • ценой (себестоимостью) концентрированных кормов;
  • деловым выходом молодняка;
  • реализационной ценой шкурки и мяса.

Деловой выход молодняка нутрий при правильном разведении и кормлении должен быть 4,5 щенка за один тур размножения или за 1,5-2 тура в одной клетке щенков в год.

Хозяйствам и фермам наиболее выгодно реализовывать шкурки нутрий выделанными в изделиях (шапки, воротники, жакеты, манто и др.), так как их цена увеличивается в несколько раз по сравнению с продажей невыделанных шкурок, но, к сожалению, спрос на готовую продукцию гораздо ниже, ем на сырье.

Рентабельность нутриеводства и договорная цена шкурки зависят главным образом от рыночных цен на концентраты (зерно), которые с 2001 г. значительно подорожали. Приведем несколько примеров расчета себестоимости продукции нутриеводства и ее рентабельности при разных ценах на концкорма.

  1. Первый вариант. Если цена зернофуража – 3 руб./кг, то затраты на корма для производства одной шкурки (20 дм2) и 2 кг мяса составляют: 3 руб. x 47 кг = 141 руб. (60 % себестоимости продукции). Полная (100 %) себестоимость одной шкурки и 2 кг мяса – 235 руб. При этом, например, рыночная цена одной выделанной шкурки нутрии в виде изделия – 350 руб. и 2 кг мяса – 100 руб., полная выручка – 450 руб. Прибыль от реализации продукции: 450 – 235=215руб Рентабельность 215х 100% 235=91,5% (без учета налогов). Это довольно высокая рентабельность отрасли. Надо иметь в виду, что цена сырой необработанной шкурки в два раза ниже.
  2. Второй вариант. Если цена комбикорма -5 руб. /кг то, затраты на кормление составят 235 руб.; полная себестоимость продукции – 392 руб.; выручка за шкурку и мясо – 450 руб., прибыль – 58 руб. (рентабельность + 14,8 %). Это низкая рентабельность, для повышения ее необходимо приобретать более дешевое зерно или повышать договорную цену на продукцию. Для того, чтобы увеличить рентабельность нутриеводства до 35 %, необходимо повысить выручку за шкурку и мясо в сумме до 530 руб. Хороший резерв повышения рентабельности отрасли – ведение селекционно-племенной работы для получения шкурок редких окрасок и племенного молодняка.
  3. Третий вариант. Если цена комбикорма или гранул для нутрий 10 руб./кг, то затраты на корма – 470 руб. на голову, полная себестоимость – 785 руб. При реализации шкурки по 500руб. и 2 кг мяса за 100 руб. – нутриеводство будет убыточным (-25 %). Чтобы окупить затраты и получить прибыль +25 %, нужно продать шкурку за 850 руб. и мясо – по 75 руб./кг. В этом случае готовое изделие, например шапка из двух шкурок нутрий, будет стоить примерно 2000-2500 руб. с учетом затрат на выделку, пошив и налоги. Такую дорогую шапку будет трудно реализовать. Следовательно, при высоких ценах на концкорма разведение нутрий становится невыгодным.

В расчетах принят выход делового молодняка на основную самку – 9 щенков, т. е. за два тура щенения в год от двух щенившихся самок в одной клетке (4,5 х 2 = 9,0). Стоимость концентрированного комбикорма принята 4руб./кг(60 % затрат).

Договорная реализационная цена одной шкурки принята 360 руб. (60 руб. х коэффициент 6,0); 1 кг мяса – 50руб., или 2 кг – 100 руб.; общая выручка – 460 руб. При разных размерах ферм рентабельность нутриеводства составляет от 44 до 64 %.

При других договорных ценах – на корма, стройматериалы, шкурки и мясо нутрий рентабельность отрасли будет иной. Реализация племенного молодняка и шкурок светлых окрасок (серебро, пастель, белые и др.) значительно повышает прибыль от нутриеводства.

Очень выгодно заниматься нутриеводством, имея корта, выращенные в собственном хозяйстве.

Так, на юге страны (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область) при урожае зерна 50 ц/га и потребности нутрий в концкормах около 47 кг/шкурку для производства собственного зерна требуется иметь пахотной земли примерно 1 га на выращивание 100-110 голов (шкурок), 10 га – на 1000-1100 нутрий и т. д.

В центральных районах страны при более низкой урожайности потребность в земле будет больше и себестоимость зерна дороже.

Для содержания нутрий в закрытых помещениях в центральной зоне требуется строить капитальные помещения с отоплением их в холодный период года, 6-7 мес. (октябрь-апрель).

На юге страны можно строить более облегченные здания, шеды, где отопительный сезон короткий, около четырех месяцев (декабрь-март). Но в южной зоне в жаркие месяцы требуется принудительная вентиляция закрытых помещений, особенно при многоярусном расположении выгулов.

При правильной организации производства нутриеводство прибыльно как в южных, так и в центральных районах страны, но в среднем коэффициент рентабельности отрасли на юге будет несколько выше.

Ссылка на основную публикацию